Одни видели в нем великого царя и воина, полного амбиций, мужества и свойственного юности высокомерия. Другие - сына, отчаянно пытающегося завоевать одобрение сурового, закаленного в битвах отца.
Для своих врагов он стал кошмаром во плоти, полководцем, не проигравшим ни одного сражения. Для соратников - провидцем, чьи мечты и деяния пережили столетия, оставив неизгладимый отпечаток на лице земли, и чье имя эхом прогремело сквозь вечность. Его звали Александр, и к двадцати пяти годам он положил к своим ногам весь известный мир.
Картина Оливера Стоуна решала все. Недолгое возрождение пеплума, отброшенное в тень могучим триптихом Питера Джексона, нашло свое продолжение лишь четыре года спустя в провальной в коммерческом (на территории США) и творческом плане «Трое» Вольфганга Петерсена. Публика успела забыть триумф «Гладиатора», а киномодой правили совсем иные течения. Поэтому ответственность за будущее жанра тяжелой ношей легла на плечи режиссера, последняя успешная лента которого датируется 1999 годом:
Но тех, кто ждет от «Александра» эпических сражений и безостановочного экшна ждет жестокое разочарование - нынешний пеплум, это исследование внутреннего мира героя, демонов, властвовавших над душой Александра, и мотивов, побудивших честолюбивого юношу превратиться в величайшего воина всех времен. Нет, совсем без баталий дело не обошлось - войско македонян встретится на ратном поле и с армадой персов, и с ордами индусов, но разнесенные по хронометражу сражения хоть и являются визуально мощнейшими акцентами картины, все же не главная ее ось.
А первейшей сверхзадачей Стоун выбрал эдипов комплекс Александра, как внутренний поршень, толкавший его вперед без оглядки на прошлое. Именно в тени отца видит герой ненавистно недостижимый идеал, стремясь к которому он пишет историю мира. Именно бушующий пожар материнской страсти тщетно ищет он в женщинах, но находит лишь тлеющие угли.
И Александру не дано найти примирения с самим собой, его удел - сжигать себя в бесконечной и заранее предрешенной битве, принося себя в жертву миру, подобно бессмертным героям греческих мифов, увековечив себя в воспоминаниях потомков. |