Страница 5 из 5 Тренер консалтинговой группы <СЭТ> Татьяна Мужицкая советует использовать следующий прием: - Эффективная защита от манипуляции - эмоциональная невключённость. Если вы отвечаете на манипуляцию, значит, вы уже попали в эту ловушку. Смотрите на ситуацию с позиции стороннего наблюдателя: спокойно, без эмоций. Соглашайтесь с cобеседником-манипулятором - и у него пропадёт всякое желание использовать вас. Вы станете для него неинтересны. Также, по мнению Мужицкой, манипулирование перестаёт быть манипулированием, когда вы приходите к пониманию ситуации по принципу <выигрыш-выигрыш>, то есть оцениваете ее с точки зрения обеих сторон. Становится видно, что каждый из собеседников добивается своей цели, и какие они. Лучшая защита - нападение - Чтобы лучше противостоять манипуляциям, - считает Вячеслав Летуновский, - надо сначала <поиграть> в них, научиться распознавать и правильно защищаться. Достаточно знать, как они осуществляются, хранить хладнокровие в любой ситуации и решительно пресекать попытки манипуляции в зародыше. Чаще всего для прекращения манипуляции достаточно бывает просто заявить о том, что вами манипулируют, и назвать, каким способом. Одним из способов психологического воздействия Летуновский считает чрезмерное захваливание или откровенную лесть. Юлия Фомина признаётся, что ей довольно часто приходится прибегать к такому приёму: - Чтобы расположить к себе партнёра, говоришь, что рад был бы сотрудничать с его организацией, много о нем слышал, что для нашей компании - честь с ним работать, и тому подобное. Такие комплименты очень хорошо действуют, - признается Фомина. Однако не стоит забывать, что злоупотребление манипулированием может и навредить. - У нас в компании работал сотрудник, который был настоящим мастером таких психологических игр, - говорит Григорий Полторак. - Он мог заключить практически любую сделку, продать любой товар. Нахваливал и заговаривал человека так, что он на всё соглашался. Вот только слова его не всегда соответствовали истине. От покупателей стали поступать жалобы. И сотрудника пришлось уволить: слишком дорого он стал обходиться для престижа компании.
|