Страница 3 из 5 Коварные приемы Существует несколько наиболее распространенных приемов, зная которые можно избежать манипуляции. - Жёсткое, неудобное кресло, слепящий свет в глаза или, напротив, полумрак, постоянно заглядывающие в кабинет люди - быть может, это случайность, а может - способ манипулиро»»»»»»»»»»»вания, - говорит Летуновский. «««««««««««- Поэтому присматривайтесь к мелочам, деталям. Всё, что кажется странным, замечайте и анализируйте. Если вы приехали на переговоры к партнёру, а во время обсуждения важного вопроса за стеной непрерывно слышен звук дрели - перенесите встречу в более спокойное место или на другое время. По мнению Никонова, наиболее эффективный способ воздействовать на другого человека - это сделать его своим должником: - Ценные услуги или крупные подарки - компьютер, автомобиль, квартира под офис - могут стать эффективным инструментом манипуляции. Всегда строго следите за тем, что и от кого вы принимаете. И по возможности - отблагодарите, подарите что-то в ответ, чтобы не быть в долгу. Отказать в просьбе дарителю вам будет довольно трудно. Но всегда ли его интересы совпадают с вашими желаниями и планами? - Эффективный способ сбить человека с ног - это намеренное нагнетание скорости. Когда тебе говорят <сейчас или никогда>, очень сложно удержаться от необдуманных действий, - утверждает Вячеслав Летуновский. По наблюдениям директора по рекрутменту компании Staffwell Юлии Фоминой, нагнетание обстановки очень часто происходит при обсуждении условий договора или оплаты. - Звонит клиент. Начинает торопить, говорит, что, мол, на рынке огромная конкуренция среди аналогичных компаний: <Если вы не хотите сотрудничать с нами, мы пойдём к другим>. Но я же понимаю, что нужно всё как следует взвесить, обдумать. Да, конкуренция высока, но у нас профессиональная компания, и работать надо профессионально. Спонтанно серьёзные решения принимать нельзя. Тут, конечно, главное - не растеряться, не попасть в эту <волну>, не заразиться лихорадочным настроением. - У каждого человека есть свои слабости, их-то зачастую и используют как средство манипуляции, - говорит Летуновский. - Алкоголь, власть, азартные игры. Ну и, конечно, слабость к женскому полу. Наталья Степанюк, директор IQ-marketing, признается, что использует духи как инструмент манипулирования: - Это такой маленький, я бы сказала, безобидный способ получения некой власти над мужчинами-конкурентами, - говорит Степанюк. - Мои духи состоят из ароматов шоколада, корицы, ванили, молока и кофе. Когда я иду на важные переговоры и встречи, я пользуюсь именно этими духами. Даже <каменные> мужчины млеют, почувствовав этот аромат.
|