Бизнес:выбираем помещение для магазина |
|
Страница 3 из 4
ЭТАПЫ РАСЧЕТА ВЫРУЧКИ ПО МЕТОДУ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ (на примере сети спорттоваров из четырех магазинов)
ВЫБОР И АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ |
Выбираем однотипные критерии оценки - К
Берется не менее трех факторов, влияющих на размер выручки |
Производим количественную оценку критериев - О
На этом этапе фиксируется количественное значение фактора, влияющего на выручку, в соответствующих единицах измерения или ему выставляется балл по произвольно выбранной шкале |
Определяем вес каждого из критериев - Вс
Вес критерия отражает уровень его важности с точки зрения влияния на выручку. Определяется по произвольно взятой шкале |
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА МАГАЗИНОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВ ДЛЯ ТОРГОВЛИ |
Определяем норму по каждому критерию - Н
В качестве нормы берется максимальное значение этого критерия среди всех исследуемых магазинов |
Рассчитываем нормированную оценку каждого из критериев - НО
Эти показатели определяются для всех магазинов, которые взяты для сравнения. Самая большая проблема при их расчете - выбор формулы. Дело в том, что в разных случаях будет наблюдаться разная зависимость между оценкой помещения и преимуществами для бизнеса. Если речь идет о торговой площади - чем она больше, тем лучше. Если же мы оцениваем расстояние от входа в торговый центр или этаж, на котором расположены магазины, то зависимость будет обратной. Поэтому выбор закона нормирования в какой-то мере тоже является экспертным: универсальную формулу дать нельзя.
В нашем конкретном примере схема расчетов будет следующей:
Нормативная оценка площади (НОпл.) представляет собой оценку, поделенную на норму:
НОпл. = О / Н
Чтобы рассчитать нормативную оценку удаленности от входа (НОуд.), от нормы отнимаем оценку и полученное число делим на норму:
НОуд. = Н - О / Н
Нормативная оценка этажа (НОэт.) - это норма минус оценка:
НОэт. = Н - О |
Определяем окончательный результат оценки по каждому из критериев - РО
Он представляет собой произведение нормированной оценки и веса критерия:
РО = Но х Вс |
Рассчитываем итоговую оценку магазина - ИО
Этот показатель представляет собой сумму результата оценки магазина по всем критериям:
ИО = РО1 + РО2 + РО3 |
По формулам, указанным выше, рассчитываем итоговую оценку всех четырех магазинов, взятых для сравнения: ИО1, ИО2, ИО3, ИО4 |
Рассчитываем нормирующий коэффициент для каждого действующего магазина, взятого для сравнения: НК1, НК2, НК3
Этот показатель получается делением средней выручки магазина В за месяц или год на итоговую оценку данного магазина:
НК = В / ИО |
РАСЧЕТ ВЫРУЧКИ НОВОГО МАГАЗИНА |
Рассчитывается средний нормирующий коэффициент по всем магазинам, взятым для сравнения: НКср.
В нашем примере с сетью по продаже спорттоваров НКср. представляет собой среднеарифметическое значение нормирующих коэффициентов трех уже действующих магазинов:
НКср. = НК1+НК2+НК3 / 3 |
Рассчитываем прогнозную выручку нового магазина - В4
Этот неизвестный показатель определяется как произведение итоговой оценки нового магазина и среднего нормирующего коэффициента:
В4 = ИО4 х НКср. |
|